Гены и мемы
Очень краткое изложение основной идеи книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» (англ. “The Selfish Gene”). В книге более 400 страниц, и практически на каждой из них есть интересная мысль или пример. Эту книгу и другие упомянутые нетрудно найти в электронном виде или купить в бумажном.
Теория эгоистичного гена — это теория Дарвина, сформулированная иным способом, чем это сделал Дарвин. В центре внимания находится не отдельный организм, а взгляд на природу с точки зрения гена. Это иное видение, а не иная теория. В книге она излагается в более общем плане, чем это принято, начав с периода, предшествовавшего началу самой эволюции, когда органические вещества в первичном «бульоне» стали концентрироваться в отдельных участках, и в результате дальнейшего воздействия энергии, например Солнца, объединялись в более крупные молекулы. В какой-то момент случайно образовалась молекула с необыкновенным свойством — способностью создавать копии самой себя — репликатор.
Однажды возникнув, репликатор способен генерировать бесконечно большое множество собственных копий. Однако процесс копирования никогда не бывает совершенным, и в популяции репликаторов возникают варианты, отличающиеся друг от друга. Некоторые из этих вариантов утрачивают способность реплицироваться и исчезают. Другие продолжают реплицироваться, но делают это менее эффективно. Между тем оказывается, что особенности некоторых вариантов дают им возможность реплицироваться даже более успешно, чем их предшественники и современники. Именно их потомки начинают занимать в популяции господствующее положение. В какой-то момент эволюции жизни на Земле совместимые друг с другом репликаторы объединились в группы, начали приобретать форму дискретных носителей — клеток, а позднее — многоклеточных тел. Эта упаковка живого вещества в дискретные носители стала настолько характерной и доминирующей чертой, что к тому времени, когда появились биологи и начали задавать вопросы о жизни, их вопросы по большей части касались индивидуальных организмов, тогда как репликаторы — известные теперь как гены — воспринимались как часть механизмов, используемых индивидуальными организмами. Но именно репликаторам принадлежит первое место как по их значению, так и в историческом плане. С течением времени мир заполняется самыми эффективными и изобретательными репликаторами, постепенно открывающими всё более и более изощрённые способы репликации, образующими всё более сложные «машины для выживания» (вплоть до государств), обеспечивающие эффективную репликацию не только благодаря собственным качествам репликаторов, но и благодаря взаимодействию с другими репликаторами и влиянию на окружающий мир («длинная рука гена») — подробнее в книге Докинза «Расширенный фенотип» (англ. “The Extended Phenotype”).
Мир эгоистичного гена — это мир жестокой конкуренции, безжалостной эксплуатации и обмана, однако при некоторых особых обстоятельствах ген способен лучше всего достигать собственных эгоистичных целей, поощряя ограниченную форму альтруизма на уровне индивидуальных организмов, включая очевидную заботу о потомстве и менее очевидную заботу о «братьях» и «сёстрах». Взаимовыгодные отношения часто встречаются среди животных и растений. Так лишайник кажется отдельным растением, но на самом деле состоит из гриба и зелёной водоросли, находящихся в тесном симбиозе. В каждой клетке человека имеются многочисленные тельца, называемые митохондриями, поставляющие большую часть необходимой телу энергии. Существует предположение, что по своему происхождению митохондрии являются симбиотическими бактериями, вступившими в союз с клетками на очень ранних стадиях эволюции. Одна из революционных идей заключается в том, что каждый из генов представляет собой симбиотическую единицу, а растения и животные — это гигантские колонии симбиотических генов. Вслед за этим логично допустить, что вирусы — это гены, оторвавшиеся от таких колоний и теперь путешествующие из тела в тело по воздуху, воде и т. д., а не более традиционным для животных способом — в сперматозоидах и яйцеклетках. Также логичным будет допустить, что для адаптации к изменившимся условиям индивидуальные организмы не обязательно должны погибать целиком, чтобы «выжил наиболее приспособленный». Изменившиеся условия станут более благоприятны для репликации одних генов и менее благоприятны для репликации других. В результате у организма опадают листья, отрастает шерсть или меняется цвет кожи. Этим естественным отбором на уровне генов объясняются, например, факты передачи приобретённых признаков по наследству. Также снимается вопрос о «бесполезных» для организма генах: это не гены для организма, а организм для генов.
Всякий раз, когда возникают условия, в которых какой-либо новый репликатор может создавать собственные копии, эти новые репликаторы будут стремиться взять верх и начать собственную эволюцию нового типа. Случилось так, что реплицирующейся единицей, преобладающей на Земле, оказался ген — молекула ДНК. В течение более чем трёх миллиардов лет ДНК была единственным на свете репликатором, заслуживающим внимания. Однако относительно недавно на Земле возник репликатор нового типа — «мем». Старая эволюция, происходящая путём отбора генов, создав мозг, предоставила «бульон», в котором возникли первые мемы. После появления самокопирующихся мемов началась их собственная, гораздо более быстрая эволюция, примеры которой есть у птиц, у обезьян, но главное — у человека. Новый «бульон» — это бульон человеческой культуры, а мем — единица культурного наследия.
Примерами мемов и «колоний мемов» служат слова и выражения, мелодии и песни, идеи (в том числе идеи «гена» или «мема»), рецепты блюд, фотографии котиков, типы двигателей внутреннего сгорания, алгоритмы решения уравнений и сами уравнения. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если учёный услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам. Он упоминает о ней в своих статьях и лекциях, переносит из одной области науки в другую. Если идею подхватывают, она распространяется, передаваясь от одного мозга другому. Мемы следует рассматривать как живые структуры не только в метафорическом, но и в техническом смысле. Посадив в чей-либо разум плодовитый мем, можно буквально поселить в нём паразита, превратив тем самым разум в носителя, где происходит размножение этого мема, точно так же, как размножается какой-нибудь вирус в генетическом аппарате клетки-хозяина. В промежутках между носителями мем может покоиться, например, в книгах или на жёстких дисках компьютеров.
Как и гены, мемы объединяются в комплексы («организмы»), которые обеспечивают им наиболее эффективную репликацию. Один из наиболее живучих комплексов мемов — религия, мемы который включают идею бога, ада, слепой веры, и на протяжении тысячелетий реплицируются с помощью устной и письменной речи, музыки, изобразительного искусства. Если священник служит машиной выживания для религиозных мемов, то безбрачие — полезный мем, который следовало бы в него встроить. Женитьба ослабила бы степень влияния священника на его паству, поскольку семья стала бы занимать значительную часть его времени и внимания. Безбрачие — лишь один из второстепенных компонентов большого комплекса взаимно поддерживающих друг друга религиозных мемов. Очевидно, что мемы и гены в этом случае оказываются в оппозиции. Холостяцкий образ жизни вряд ли наследуется генетически. Мему бога посвящена отдельная книга Докинза — «Бог как иллюзия» (англ. “The God Delusion”), которую также нетрудно скачать или купить.
Люди были построены как генные машины, созданные для передачи своих генов потомкам. Но в этом аспекте каждый человек будет практически «забыт» уже через три поколения, ибо с каждым поколением вклад генов одного человека уменьшается вдвое. Гены могут оставаться бессмертными, однако сочетание генов, имеющееся в организме, неизбежно погибнет. Никого не беспокоит вопрос о том, сохранились ли на свете хотя бы один или два из генов Сократа, «мемокомплексы» же Сократа, Конфуция или Эйнштейна, Миямото Мусаси или Нестерова всё ещё сохраняют полную силу. Человек — единственное живое существо, на которое преобладающее влияние оказывает культура, приобретенная в результате научения и передачи мемов последующим поколениям, а не гены, эгоистичны они или нет.