Закрытие школ в борьбе с ОРВИ

27.01.2022 | PDF

Популярные заблуждения о том, что вспышки острых респираторных инфекций (ОРВИ) связаны с началом учебного года, и следовательно закрытие школ, удалённое обучение способны снизить заболеваемость, не имеют оснований и противоречат фактам. Закрытие школ и переход на удалённый режим обучения не влияет ни на продолжительность, ни на тяжесть эпидемий, но наносит серьёзный ущерб качеству обучения и создаёт неудобства родителям.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова — Интерфакс, 02.09.2021:

Каждый год, когда люди возвращаются из отпусков, дети возвращаются в школы, по целому ряду эпидемиологических, вирусологических причин, складывающиеся заново коллективы во второй декаде сентября дают всплеск острых респираторных вирусных инфекций.

Глава калининградского управления Роспотребнадзора Елена Бабура — Калининград.Ру, 17.09.2020:

Люди приехали с отпусков, люди пришли в школы, пришли в детские сады, пришли в вузы. То есть началась так называемая новая жизнь. И как всегда в этот период мы наблюдаем увеличение респираторно-вирусных инфекций, в том числе и коронавирусная инфекция, потому что она таким же способом передаётся.

Главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница 40», кандидат медицинских наук, Герой Труда Российской Федерации Денис Проценко считает также — РБК, 12.10.2021:

Было понятно, что с началом учебного года, окончанием периода отпусков и традиционным осенним подъёмом инфекционных заболеваний ситуация с коронавирусом будет обостряться.

На самом деле, наблюдения и эксперименты указывают на то, что основную роль в распространении ОРВИ играет абсолютная влажность воздуха. Сезонные инфекционные вирусные респираторные заболевания, которые каждый год поражают средние широты, переходят от умеренно заразных к очень заразным просто благодаря биофизическому способу передачи, определяемому атмосферной влажностью, независимо от каких-либо других соображений. Совпадение подъёма заболеваемости ОРВИ с началом учебного года — не более чем совпадение. В этом легко убедиться обратив внимание на страны с другим режимом учебного года, но тем не менее имеющие точно такие же сезонные волны заболеваемости ОРВИ.

Учебный год в Южной Корее поделён на два семестра. Первый начинается в марте и заканчивается в середине июля; второй начинается в конце августа и заканчивается в середине февраля. Грипп в Южной Корее — Hong K., et al. “Estimating Influenza-associated Mortality in Korea: The 2009-2016 Seasons” («Оценка связанной с гриппом смертности в Корее в 2009–2016 годах»), Journal of Preventive Medicine & Public Health, 2019, 52(5):308–315:

image

Учебный год в Австралии обычно начинается в конце января и заканчивается в середине декабря. Грипп в Австралии — Gavin K., et al. “Annual report of the National Influenza Surveillance Scheme, 2010” («Годовой отчёт государственной системы наблюдения за гриппом, 2010 год»), Communicable Diseases Intelligence, 2017, 41(4):

image

Учебный год в Японии начинается в апреле и длится фактически круглый год с небольшими каникулами. В университетах каникулы в августе–сентябре и феврале–марте — Japan Times, 16.06.2020. Грипп в Японии — Infectious Agents Surveillance Report. “Influenza 2018/19 season, Japan” («Сезон гриппа 2018–2019 годов в Японии»), National Institute of Infectious Diseases, 2019, 40(11):177–180:

image

Исследование в Японии показало, что весной 2020 года заболеваемость КОВИД-19 в муниципалитетах, где школы были закрыты, не отличалась от заболеваемости в муниципалитетах, где школы были открыты — Fukumoto K., et al. “No causal effect of school closures in Japan on the spread of COVID-19 in spring 2020” («Отсутствие влияния закрытия школ на распространение КОВИД-19 в Японии весной 2020 года»), Nature Medicine, 2021, 27:2111–2119.

Опубликованный в январе 2022 года систематический обзор и мета-анализ исследований фактических данных о влиянии ограничения собраний, закрытия школ и общественных мест на смертность от КОВИД-19 показал практически нулевой эффект при огромном вреде для общества — Herby J., et al. “A Literature Review and Meta-Analysis of the Effects of Lockdowns on COVID-19 Mortality” («Обзор и мета-анализ литературы о влиянии строгой изоляции на смертность от КОВИД-19»), Studies in Applied Economics, 2022, 200.

Школы Буэнос-Айреса были закрыты с 15 марта 2020 года и начали открываться лишь в октябре — France24.com, 13.10.2020. Тем не менее рост заболеваемости продолжился до весны даже несмотря на введение масочного режима с 4-го мая 2020 года — Ministerio de Salud, Buenos Aires, Casos COVID-19:

image

Ограничение массовых собраний, в том числе закрытие школ, не оказало никакого влияния ни на продолжительность, ни на тяжесть эпидемии гриппа 1918-го года в США в тех городах, где такие ограничения вводились — Kellogg W. H. “Influenza, a study of measures adopted for the control of the epidemic”Анализ мер борьбы с эпидемией гриппа»), Sacramento, California State Printing Office, 1919. В Сан-Франциско не только были запрещены массовые собрания, но и требовалось носить маски. В Бостоне собрания были запрещены, когда эпидемия уже разгорелась. В Буффало были некоторые ограничительные меры наряду с рекомендацией масок. В Вашингтоне любые собрания были запрещены при первых же случаях гриппа в городе. Еженедельная смертность от пневмонии и гриппа на 100000 человек в каждом городе была примерно одинакова:

image

Таким образом, закрытие школ и переход на удалённый режим обучения не влияет ни на продолжительность, ни на тяжесть эпидемий ОРВИ, а сезонный подъём заболеваемости имеет другое объяснение. Закрытие школ и прочих учебных заведений — напрасная жертва.